Методика рейтинга РБК 500

Как мы считали рейтинг крупнейших компаний

Основным показателем рейтинга, по которому ранжированы компании, является выручка, очищенная от НДС, акцизов и экспортных пошлин. Для компаний финансового сектора (банки, страхование, биржа и другие) в качестве эквивалента выручки рассчитывались суммарные доходы от основной деятельности.

Консолидация

В рейтинге участвуют головные компании операционных холдингов, готовящие консолидированную отчетность, где учтены показатели как материнской компании, так и ее дочерних структур. Если компания не публикует консолидированную отчетность или не предоставила данные из нее для участия в рейтинге, то в рейтинге представлена либо головная компания с неконсолидированными данными, либо крупнейшая операционная компания холдинга (в каждом таком случае в рейтинге сделано примечание, раскрывающее подробности учета по компании).

Инвестиционные фонды или разнонаправленные холдинги, как правило, не работающие по принципу вертикальной интеграции и/или не имеющего единого центра консолидации, не представлены в рейтинге. Примеры таких фондов/холдингов — «Базовый элемент», «Ренова».

В рейтинге участвуют ассоциированные компании и совместные предприятия, в которых головная компания холдинга имеет значительное влияние, но не контролирует их. Такие компании учитываются в консолидированной отчетности головных компаний по методу долевого участия, то есть в консолидированном отчете о совокупном доходе учтена только доля в прибылях и убытках, а в бухгалтерском балансе отражается стоимость приобретения с учетом начисленного гудвила. Примеры таких компаний — НГК «Славнефть» (совместное предприятие «Газпрома» и «Роснефти»), «Сахалин Энерджи» (ассоциированная компания «Газпрома», в капитале которой также участвуют Shell, Mitsui & Co и Mitsubishi Companies).

Исключение: В качестве справочной информации в рейтинге без присвоения номера присутствуют АФК «Система» (инвестиционный холдинг с консолидированной отчетностью, акции которого торгуются на бирже) и ГК «Ростех» (инвестиционный холдинг ОПК с управленческой отчетностью).

Финансовые показатели

Выручка или объем продаж — если компания не публикует показатель, очищенный от НДС, акцизов и экспортных платежей, то величина «грязной» выручки уменьшалась на эти налоги и платежи, взятые в операционных расходах консолидированной отчетности. Суммарный доход (выручка) для банков рассчитывался как сумма процентных доходов, чистых комиссионных доходов, чистых заработанных страховых премий (при наличии) и выручки от небанковской деятельности (при наличии). Суммарный доход (выручка) для страховых компаний рассчитывался как сумма чистых заработанных страховых премий, чистого инвестиционного дохода, процентных доходов и чистых комиссионных доходов от банковской деятельности (при наличии).

Операционная прибыль/убыток — для компаний, готовящих отчетность в соответствии с РСБУ, использовалась прибыль/убыток от продаж (код 2200). Для финансовых компаний данный показатель отсутствует.

Прибыль/убыток до налогообложения.

Чистая прибыль/убыток за год — показатель, учитывается как прибыль/убыток, приходящийся на акционеров компании, так и прибыль/убыток, относящийся к неконтрольным долям участия.

EBITDA (Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization) — показатель не является частью стандартов бухгалтерского учета, поэтому каждая компания рассчитывает его самостоятельно. Порядок расчета EBITDA может отличаться у разных компаний; ряд компаний оперирует значением скорректированной EBITDA. Телекоммуникационные компании в своей работе используют показатель OIBDA (Operating income before depreciation and amortization). Для финансовых компаний данный показатель отсутствует.

Активы — для компаний, готовящих отчетность в соответствии с МСФО/US GAAP, используется показатель «Итого активы»; для компаний, готовящих отчетность в соответствии с РСБУ, — баланс раздела «Активы» (код 1600).

Итого капитал — для компаний, готовящих отчетность в соответствии с МСФО/US GAAP, используется суммарный показатель капитала, приходящийся на акционеров компании и неконтрольные доли участия; для компаний, готовящих отчетность в соответствии с РСБУ, — показатель «Капитал и резервы» (код 1300).

Долгосрочные кредиты и займы — для компаний, готовящих отчетность в соответствии с РСБУ, использовался показатель «Заемные средства» (код 1410). Для финансовых компаний данный показатель отсутствует.

Краткосрочные кредиты и займы — для компаний, готовящих отчетность в соответствии с РСБУ, использовался показатель «Заемные средства» (код 1510). Для финансовых компаний данный показатель отсутствует.

Денежные средства и их эквиваленты — для компаний, готовящих отчетность в соответствии с РСБУ, использовался показатель «Денежные средства и денежные эквиваленты» (код 1250). Для финансовых компаний данный показатель отсутствует.

Краткосрочные инвестиции/финансовые активы/финансовые вложения — для компаний, готовящих отчетность в соответствии с РСБУ, использовался показатель «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)» (код 1240). Для финансовых компаний данный показатель отсутствует.

Чистый долг — показатель не является частью стандартов бухгалтерского учета, поэтому каждая компания рассчитывает его самостоятельно. Порядок расчета чистого долга может отличаться у разных компаний. Если компания не раскрыла сумму чистого долга, то он рассчитывался по формуле «Долгосрочные кредиты и займы + Краткосрочные кредиты и займы – Денежные средства и их эквиваленты». Для компаний транспортного сектора в расчет чистого долга включены обязательства по финансовой аренде (лизинг). Отрицательное значение чистого долга говорит о том, что сумма денежных средств и их эквивалентов превышает сумму финансовых обязательств. Для финансовых компаний данный показатель отсутствует.

Выплаченные дивиденды — используется показатель из отчета о движении денежных средств; учитываются только дивиденды, выплаченные акционерам компании. Для компаний, готовящих отчетность в соответствии с РСБУ, использовался показатель «Платежи на уплату дивидендов и иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников)» (код 4322).

Уплаченный налог на прибыль — используется показатель из отчета о движении денежных средств. Для компаний, готовящих отчетность в соответствии с РСБУ, использовался показатель «Платежи налога на прибыль организаций» (код 4124).

Исключение: Для 10 холдингов, не публикующих консолидированную финансовую информацию, в качестве выручки используется оценочный показатель, полученный агрегацией объемов продаж крупнейших дочерних (операционных) компаний. В каждом таком случае в рейтинге сделано примечание, раскрывающее подробности учета по холдингу.

Нефинансовые показатели

Число сотрудников — показатель не является частью стандартов бухгалтерского учета, поэтому каждая компания рассчитывает его самостоятельно. Некоторые компании указывают число сотрудников на конец финансового года, другие компании — среднесписочное число сотрудников за год или на конец года. Показатель публикуется в качестве справочной информации.

Финансовый год

У участников рейтинга совпадает с календарным годом и длится с 1 января по 31 декабря.

Исключение: группа «Содружество» и «Астон», которые готовят консолидированную отчетность по финансовому году с 1 июля по 30 июня.

Стандарты отчетности

При подготовке рейтинга приоритет отдается консолидированной отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО и US GAAP. Если компания не готовит отчетность в соответствии с международными стандартами, то использовалась отчетность, составленная по РСБУ. Ряд компаний предоставили управленческую отчетность. Для финансовых компаний для участия в рейтинге обязательна публикация МСФО.

Исключение: Акционерный банк «Россия» — единственный крупный российский банк, не опубликовавший свою отчетность по МСФО за 2014 год, поэтому данные брались из отчетности по РСБУ.

Юрисдикция

В рейтинге участвуют компании, зарегистрированные в России и принадлежащие российским физическим и юридическим лицам (доля не менее 50%). Также в рейтинге представлены зарегистрированные в иностранных юрисдикциях «компании-оболочки», большая часть активов которых находится на территории России, а их владельцами являются российские физические и юридические лица. Примеры таких компаний — «Яндекс» (Yandex N.V.), «Русал» (United company RUSAL plc).

В качестве справочной информации в рейтинге без присвоения номеров присутствуют компании, зарегистрированные в России и принадлежащие иностранным юридическим лицам. Если в России присутствуют несколько компаний, принадлежащих одной иностранной корпорации и работающих по принципу вертикальной интеграции, то в рейтинг включена компания с наибольшей выручкой. Примеры таких компаний — «Филип Моррис Ижора» (производство, объем продаж — 69,9 млрд руб.), «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» (оптовая торговля, объем продаж — 194,4 млрд руб.). Соответственно, в рейтинге присутствует компания «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг».

Исключение: в рейтинг с присвоением номера включена компания «ВымпелКом», дочерняя структура международного холдинга VimpelCom. На наш взгляд, «ВымпелКом» стал фундаментом для создания первой по-настоящему глобальной российской компании, которая в силу определенных обстоятельств зарегистрирована в Нидерландах, а не в России.

Источники информации

Финансовые отчетности, подготовленные в соответствии с различными стандартами бухгалтерского учета; годовые отчеты; финансовые презентации; данные СПАРК-Интерфакс, ГМЦ Росстата и ЕГРЮЛ; анкеты компаний, подготовленные для участия в рейтинге РБК 500; отраслевые рейтинги агентства INFOLine, журналов «АвтоБизнесРевю» и «Лесная индустрия».

Валюта

Все финансовые показатели в рейтинге представлены в рублях. Если компания ведет учет отчетности в долларах США, то финансовые показатели пересчитывались по следующим курсам:

выручка, прибыли, EBITDA, уплаченные налог и дивиденды по средневзвешенному курсу рубля к доллару за 2014 год — 38,422276, за 2013 год — 31,84919;

активы, капитал, кредиты и займы, чистый долг, денежные средства и краткосрочные инвестиции/вложения по курсу на 31 декабря 2014 года — 56,2584, на 31 декабря 2013 года — 32,7292.

Если у компаний финансовый год не совпадает с календарным годом, то, соответственно, брался средневзвешенный курс за финансовый год и курс на конец отчетного периода.

Подтверждение данных

На первом этапе был составлен круг компаний, которые могут войти в рейтинг РБК 500. На втором этапе для холдингов, раскрывающих финансовую отчетность или присутствующих в базе СПАРК-Интерфакс, были заполнены анкеты со справкой о компании и финансовыми показателями. На третьем этапе эти компании получили заполненные анкеты для подтверждения данных и внесения правок; непубличные компании — получили анкету для заполнения данных.

Исправление данных 

При подготовке рейтинга ОМК предоставила некорректные данные, которые использованы в журнальной версии РБК 500. В онлайн-версии рейтинга использованы уточненные данные — это позволило ОМК переместиться с 94-ой позиции на 72-ое место. Соответственно, все компании, занимающие с 72-го по 93-ое место в журнальной версии рейтинга, спустились вниз на одну строчку в онлайн-версии рейтинга.

Автор методики: Игорь Терентьев.

Над рейтингом работали: Роман Асанкин, Ирина Барягина, Александра Галактионова, Анна Дерябина, Тимофей Дзядко, Мария Жолобова, Валерий Игуменов, Владислав Коваленко, Екатерина Конова, Альберт Кошкарев, Анна Левинская, Дарья Луганская, Екатерина Метелица, Анастасия Напалкова, Наталья Остроумова, Алексей Пастушин, Людмила Подобедова, Вера Преловская, Денис Пузырев, Сергей Соболев, Анатолий Темкин, Елена Тофанюк, Светлана Фоломейкина, Полина Цыбизова, Ксения Шамакина, Ирина Юзбекова. 

Источник

Оставьте первый комментарий для "Методика рейтинга РБК 500"

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*